Повышение квалификации
Содержание:
- Профессиональная подготовка
- Кому нужно повышать квалификацию?
- Повышение квалификации
- Похожие термины:
- Каков список требований к высшей категории воспитателей ДОУ?
- Как правильно выбрать курсы
- Как ставится диагноз
- Виды дизартрии по Правдиной О.В.
- Учёт расходов
- Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?
- Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
- Электронные сервисы
- Запись в трудовую книжку и в личную карточку
- Длительное повышение квалификации
- Виды повышения квалификации работников, их особенности
- Что такое переподготовка и повышение квалификации персонала?
Профессиональная подготовка
Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.
Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования
Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося
Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.
Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.
По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.
Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.
Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.
Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.
Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.
К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Кому нужно повышать квалификацию?
Как мы уже упомянули, это требуется делать каждому планово раз в пять лет. Однако бывают и другие ситуации, когда следует пройти повышение квалификации:
-
Был серьезный перерыв в трудовой деятельности — например, по болезни или после рождения ребенка.
-
Нужно освоить новые технологии в работе или научиться трудиться на новом современном оборудовании.
-
Сотруднику предложили новый пост или повышение категории/разряда и ему требуются дополнительные знания и навыки.
-
Работодатель обнаружил пробелы в профессиональной подготовке сотрудника.
-
В компании участились случаи травматизма по вине работников.
Согласно ТК РФ, необходимость направления на повышение квалификации того или иного сотрудника определяет работодатель. Итогом обучения становится получение соответствующего свидетельства либо удостоверения.
Повышение квалификации
Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А.Герцена – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России объявляет о начале приема заявок на цикл ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ по специальности «онкология» продолжительностью 144 часа.
Даты проведения цикла профессиональной переподготовки: 3 сентября – 5 октября 2018 г.Срок приема заявок: до 1 сентября 2018 г.Место проведения: г. Москва, 2-й Боткинский проезд, дом 3.
Регистрация на цикл профессиональной переподготовки осуществляется на основании: — гарантийного письма (в случае оплаты обучения организацией); — личного заявления.
Регистрация на цикл осуществляется только при наличии требуемых документов (см. приложения), соблюдении сроков регистрации и своевременной оплаты цикла.
- Список документов для зачисления на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации/профессиональной переподготовки.
- Заявка на повышение квалификации.
Документы можно отправить:
- — по электронной почте: mnioi.nauka@mail.ru
- — по почте: 125284, г. Москва, 2-й Боткинский проезд, дом 3. В научно-образовательный отдел.
Часы приема: 08:30-17:15, обед 12:30-13:15, по адресу: г. Москва, 2-й Боткинский проезд, дом 3. Главный корпус, 3 этаж, каб. 57. (м. Беговая, м. Динамо)
Похожие термины:
-
форма повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, создаваемая при министерствах и ведомствах, предприятиях, научноисследовательских и проектно-конструкт
-
действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической профессиональной учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на учрежде
-
образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо
-
(ФПК) – учебное подразделение, организуемое при высшем учебном заведении и осуществляющее учебную и научно-методическую работу по повышению квалификации руководящих работников и специалистов с
-
образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потреб
-
учебно-методическая документация, направленная на совершенствование имеющихся у работников и (или) освоение ими новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения тру
-
Профиль обучения и форма совершенствования научной, педагогической и методической подготовки преподавателей. Основной формой П. к. п. является самообразование – самостоятельное изучение препод
-
документ о дополнительном профессиональном образовании, выдаваемый образовательными учреждениями слушателям, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, заверяемый печатью соответствующ
-
учебнопрограммный документ, который устанавливает цели и задачи дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или дополнительной обра
-
на производстве предусматривает ступенчатый характер овладения педагогическим мастерством и включает в себя: получение начальной психолого-педагогической подготовки; коллективную и индивидуа
-
Обучение преподавателей с целью повышения квалификации, получившее широкое распространение во многих странах и являющееся компонентом национальной системы подготовки преподавателей. Система З
-
Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять
-
. Основными формами являются следующие: обучение рабочих вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы в условиях бригадной формы организации труда; повыше
-
институт, в задачи которого входит повышение квалификации информационных работников. Готовит специалистов в области информационной деятельности для различных отраслей народного хозяйства.
Каков список требований к высшей категории воспитателей ДОУ?
Чтобы получить эту категорию, стабильно высоких результатов недостаточно — нужны еще и значимые профессиональные достижения, включая:
- активное участие в профессиональных конкурсах (желательно, успешное);
- разработка собственных программно-методических материалов;
- транслирование своего педагогического опыта, в том числе в инновационной и экспериментальной сфере;
- выявление и развитие способностей детей к науке, спорту и физкультуре, творчеству;
- победы воспитанников на конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.
Подавайте заявление на высшую категорию, если перечисленные достижения у вас есть. Без них вы точно не добьетесь положительного решения.
Как правильно выбрать курсы
Ассортимент предложений сегодня стал просто феноменальным. Поэтому, выбор должен быть рациональным и продуманным:
- Выбирайте те программы, которые импонируют вашим потребностям. То есть, изначально проанализируйте работу производства или же компании, осуществите процесс определения основных направлений развития, после чего, основываясь на полученной информации постарайтесь выбрать те курсы, которые импонируют поставленным задачам и целям;
- Непременно изучите все блоки программ, чтобы убедиться в том, что перед вами современный вариант обучения, а не устаревшая система образования. Таким образом, вы сможете исключить лишние расходы средств в обучение, которое не будет эффективным;
- Помните о том, что самое главное в данном процессе, чтобы работник получил не диплом, а именно знания, поэтому, выбирайте те компании, которые имеют лицензию, аттестацию, а также имеют массу благодарных отзывов своих учеников;
- Старайтесь останавливать свой выбор на удаленных программах, так как они позволяют работникам самосовершенствоваться без необходимости оформления отпуска. То есть, процесс обучения происходит без отрыва от производства.
Чтобы правильно подобрать программу нужно изучить те вопросы, которые она рассматривает, а также оценить те материалы, которые будут предложены работнику на изучение. Также есть возможность в дальнейшем подписать договор сотрудничества с обучающими центрами. Посредством такого договора вы можете организовать процесс систематического повышения квалификации различных сотрудников на производстве или же в фирме, а также сможете минимизировать расход финансовых средств. Так как наличие договора может стать причиной формирования существенных скидок на обучающие программы.
Сотрудники, которые хотят стать более востребованными и получить дополнительные элементы развития в дальнейшем, могут воспользоваться преимуществом самостоятельного обучения за собственные средства.
Как ставится диагноз
Классификация в соответствии с уровнем стабильно повышенного давления используется для постановки диагноза «гипертоническая болезнь» и назначения терапии. Для подтверждения заболевания нужно как минимум двукратное измерение АД во время двух разных посещений врача.
Если болезнь диагностируется впервые, ее степень всегда должна указываться в медицинских документах. Когда показатели тонометра оказываются в разных группах (степенях) по классификации, состояние диагностируется как относящееся к более высокой. Например, если систолическое АД составляет 140 мм рт. ст., а диастолическое — 105, регистрируется вторая степень гипертензии.
При 1-й степени лечение начинается с коррекции образа жизни. Если в установленный временной период такая тактика не дает необходимого результата, назначается лекарственная терапия. При 2-й и при 3-й степени прием гипотензивных средств обязателен, даже если нет видимых факторов сердечно-сосудистого риска.
Также лекарственная терапия может назначаться врачом при любой степени диагностированной гипертензии, если к этому есть весомые показания в виде факторов риска, сопутствующих заболеваний и поражения органов-мишеней.
При диагностике гипертонической болезни, кроме степени, также определяют стадию — I, II или III. Эти понятия в некоторых случаях путают, однако соотносить их некорректно. Степени отражают уровень давления, а стадии — тяжесть заболевания, крайне важную роль при этом играет серьезность поражения конкретных органов. При подборе терапии важны обе классификации.
Виды дизартрии по Правдиной О.В.
Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.
Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:
Название |
Зона поражения ЦНС |
Нарушение речи |
Корковая |
Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению. |
Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена. Страдает произношение согласных звуков. |
Подкорковая (экстрапирамидная) |
Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность. |
Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу. Звуконарушения нестабильны. |
Мозжечковая |
Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно. |
Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску. |
Псевдобульбарная |
Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого. |
Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны. Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно. |
Бульбарная |
Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга) |
Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям. Речь приобретает носовой оттенок. |
Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.
Учёт расходов
Затраты на обучение работника должны приниматься к налоговому учёту согласно нормам ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но учёт может быть выполнен, только если расходы соответствуют следующим условиям:
- образование сотрудников оплачивается в интересах предприятия, то есть затраты являются экономически обоснованными;
- обучение персонала производится в организации, имеющей все необходимые разрешения и лицензии;
- у работника с нанимателем заключён трудовой договор.
Для правильного учёта необходимо подтвердить все понесённые затраты. Сделать это можно при наличии таких документов, как:
- договор, заключённый нанимателем с учебным заведением;
- распоряжение руководителя предприятия о направлении сотрудника на обучение;
- образовательная программа с указанием количества часов учёбы;
- акт об оказании услуги;
- копия документа, подтверждающего прохождение работником обучения, например, диплом или аттестат.
Если повышение образования специалиста производится в интересах самого человека, а не для увеличения экономической прибыли организации, то затраты, сопровождающие этот процесс, не должны учитываться при расчёте налога на прибыль. То есть уменьшать таким образом налогооблагаемую базу нельзя.
Чтобы налогооблагаемая база была снижена законно, необходимо доказать, что в учёбе работника присутствует экономическая выгода для организации и существует связь между образовательной услугой и производственной деятельностью предприятия. Например, если компания занимается оказанием транспортных услуг, а работник обучается на визажиста, то расходы на его учёбу не могут влиять на размер налогооблагаемой базы.
Чтобы предприятие успешно функционировало и развивалось, ему необходимы квалифицированные специалисты. Для этого наниматель оплачивает различные учебные программы для персонала, но обучение работников за счёт работодателя по ТК РФ предполагает либо последующую отработку потраченных средств, либо их компенсацию.
Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?
Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:
- Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
- Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
- Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
- Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.
Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.
- Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
- Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
- Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
- Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.
Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.
Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!
Шаг 1. Выбираем курс
Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.
Такими критериями выступают:
- продолжительность обучения;
- форма обучения;
- программа курса;
- форма итогового экзамена;
- вид документа, выдаваемый по окончанию;
- преподавательский состав курса.
Каждый из них важен по-своему.
Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.
Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.
Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.
Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.
Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Шаг 2. Подаем заявку
Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.
Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.
В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.
Способы подачи заявки физлица:
- при личном посещении офиса;
- с помощью электронной почты;
- через сайт обучающей организации.
Шаг 3. Оплачиваем обучение
После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.
Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.
Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам
После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.
Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.
Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.
Шаг 5. Проходим обучение
Получив программу, вы приступаете к занятиям.
Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.
При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.
Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.
Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.
Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.
Шаг 6. Сдаем экзамен
Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.
Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации
В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.
Электронные сервисы
Понимая, чем опасны медицинские изделия со средней степенью риска класса 2а и выше, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения РФ для удобства заявителей разработала удобный инструмент, позволяющий узнать, к какой категории опасности относится тот или иной товар. Это делается с помощью поиска в государственном реестре медицинских изделий и организаций.
Чтобы выяснить категорию опасности медизделия, выберите ссылку «Расширенный поиск». После этого Вы попадете в форму, в которой отфильтруете нужный класс риска. Сделав это, нажмите красную кнопку «Вывести результаты». В выдаче Вы увидите полный список зарегистрированных медицинских товаров, отнесенных к выбранному классу опасности.
Запись в трудовую книжку и в личную карточку
В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:
- запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
- основанием для внесения записи является приказ руководителя.
Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Виды повышения квалификации работников, их особенности
В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.
- Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
- Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
- Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.
Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.
Что такое переподготовка и повышение квалификации персонала?
Вы знаете, в чём разница между профподготовкой и повышением квалификации?
Или для вас разницы никакой, как и для моих коллег?
Давайте разбираться!
Ниже в таблице я привела основные характеристики этих 2 видов обучения.
Профпереподготовка и повышение квалификации персонала — основные особенности:
№ | Наименование обучения | Сущность процесса | Сроки обучения |
1 | Профпереподготовка | Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию | Обучение свыше 500 ауд.ч. / обучение свыше 1000 ауд.ч. |
2 | Повышение квалификации | Обучение, направленное на усовершенствование профзнаний, навыков и умений специалистов | до 72 ч. — краткосрочное , от 72 до 100 ч. — тематическое, свыше 100 ч. — длительное |
Мы видим, что и переподготовка, и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же только актуализировать навыки и знания по «старой» специальности.
Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности. Например, работал человек учителем, а после обучения стал психологом. По окончанию обучающийся получает диплом, равноценный диплому о втором высшем образовании.
Курсы повышения квалификации сменить профессию не позволят, а вот повысить разряд или категорию — это да. Факт пройденного обучения подтверждается удостоверением или свидетельством.