Налоговая назвала 12 поводов для проверки бизнесмена

Содержание:

Критерии оценки рисков налоговой проверки

Риски выездной налоговой проверки можно оценить по следующим критериям:

процент налоговых отчислений

При подсчёте налоговой нагрузки принимается во внимание среднее значение этого показателя по хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в конкретной отрасли. Если налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже средней по отрасли, то вероятность проведения проверки у него повышается;
наличие убытков на протяжении 2 и более лет

Это может свидетельствовать об искажении показателей финансово-хозяйственной деятельности, неэффективной работе менеджмента и неправильном управлении бизнес-процессами, наличии других причин, приведших к ухудшению работы. При соответствии налогоплательщика только этому критерию налоговые органы не станут включать его в план проверки;
размер вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного налога. Он рассчитывается за 12 месяцев и не должен превышать 89 %;
темпы увеличения доходов и расходов. Превышение расходов над доходами, которые принимаются к учёту для налогообложения, не допускается. При введении кардинальных изменений в правила одного из видов учёта, принимаемого на следующий год, возможно образование дисбаланса между прибылью и убытками в бухгалтерским и налоговом учёте, что приводит к несоответствию этому критерию;
среднемесячная зарплата на одного работника. Если в организации она ниже, чем по отрасли, этот критерий считается нарушенным. Некоторые руководители низкие заработки персонала объясняют большим количеством совместителей или низкой квалификацией работников;
предельно допустимые значения показателей для специальных режимов. У налоговых органов могут возникать подозрения в участии налогоплательщика в схеме, позволяющей получать необоснованную выгоду по налогам;
прибыль и убытки. По итогам года превышение расходов над доходами должно составлять не более 83 %;
деятельность по договорам с перекупщиками. Фискальные органы интересуются наличием схем, по которым осуществляется деятельность с контрагентами. Поскольку в таких случаях возможно полулегальное снижение налоговых выплат;
предоставление разъяснений. При получении уведомления из налоговой инспекции необходимо обязательно дать ответ в письменной форме или предоставить устные разъяснения, явившись по указанному адресу;
неоднократная смена юридического адреса. Особенно она нежелательная перед выездной налоговой проверкой. Частые смены юридического адреса вызывают у налоговых органов большие подозрения;

отклонение рентабельности. После расчётов показателей рентабельности продаж и активов (прибыли от продаж /затрат на производство и чистой прибыли /стоимости активов) их сравнивают со средним показателем рентабельности по отрасли. В случае отклонения рентабельности, превышающем 10 %, вероятность проведения налоговой проверки повышается;

деятельность, при ведении которой существует высокий налоговый риск. Здесь предполагается необоснованная налоговая выгода, использование схем при ведении деятельности с фирмами-однодневками, недостаточный контроль над своими контрагентами, их контактами, контактными и ответственными лицами.

Важно! При соответствии только одному из перечисленных критериев риски налоговой проверки будут минимальными. Налоговый орган может потребовать от налогоплательщика лишь дачи объяснений

Когда же компания соответствует большему количеству критериев, риск проведения у нее налоговой проверки повышается.

Юридические консультации по вопросам налогообложения помогут свести к минимуму риски, связанные с выездными налоговыми проверками, и избежать привлечения к административной ответственности.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже

Информационные ситуации принятия налоговых решений

        ----------------------------------------------------------¬------->¦    Условия сравнения доступности исходной информации    ¦¦       L-T--------------------------------------------------------¦        ¦/¦  -------+------¬                              --  --  --  --  --  --  --¬¦  ¦степень      +--------T----------------T-----------------¬¦  ¦достаточности¦       ¦/              ¦/  ¦/          ¦/           ¦¦  ¦исходной     ¦ -------+-------¬ -------+----+-¬ ---------+-------¬¦  ¦информации   ¦ ¦полная        ¦ ¦вероятностные¦ ¦полная          ¦    ¦¦  L------T------- ¦определенность¦ ¦условия      ¦ ¦неопределенность¦¦         ¦        L------T-------- L------T------- L--------T--------    ¦¦        ¦/             ¦/              ¦/               ¦/¦  -------+------¬ -------+-------¬ -------+------¬ ---------+-------¬    ¦¦  ¦возможности  ¦ ¦могут быть    ¦ ¦может быть   ¦ ¦совсем не могут ¦¦  ¦оценки       ¦ ¦оценены       ¦ ¦дана         ¦ ¦быть оценены    ¦    ¦¦  ¦последствий  ¦ ¦полностью     ¦ ¦вероятностная¦ L--------T--------¦  L-------------- L------T-------- ¦оценка       ¦          ¦            ¦¦                         ¦         L------T-------          ¦¦                        ¦/              ¦/               ¦/           ¦¦                  -------+-------¬ -------+------¬ ---------+---------¬¦                  ¦принятие      ¦ ¦управление   ¦ ¦поиск информации  ¦  ¦¦                  ¦обоснованных  ¦ ¦налоговыми   ¦ ¦для сведения      +- -¦                  ¦налоговых     ¦ ¦рисками      ¦ ¦варианта          ¦¦                  ¦решений       ¦ L------T------- ¦к вероятностному  ¦¦                  L------T--------       /¦       L--------T----------¦                        /¦               ¦                /¦¦       ------------------+----------------+-----------------+----¬L------>¦         Рекомендации для рассмотренных ситуаций         ¦        L----------------------------------------------------------

Рис. 2

Наиболее обоснованные решения в области воздействия на параметры налогообложения будут приниматься, когда все последствия принимаемого решения могут быть точно оценены. В условиях полной неопределенности необходимо провести работу по поиску достаточной информации, с тем чтобы свести этот вариант к вероятностному и получить возможность анализа последствий таких решений <10>.

<10> Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков. http://www.rosbuh.ru/article.asp?rba_id=1467&rbac_id=4101#chp.

На основе имеющейся информации можно прибегнуть к следующим способам управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование), концентрация рисков и диверсификация.

Нормирование налоговых рисков подразумевает установление допустимых для данной организации потерь от налоговых рисков, что возможно только при достаточности информации о характеристиках риска.

Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.

Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:

  1. выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала);
  2. оценка его реального или ожидаемого уровня;
  3. анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;
  4. выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;
  5. применение выбранных методов;
  6. оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.

Специфика прохождения перечисленных этапов управления налоговыми рисками будет зависеть от формы управления налоговым риском, обусловленной моментом управления по отношению к возникновению налогового риска (табл. 1).

Таблица 1

Налоговые риски предприятия

Налоговые риски представляют собой опасность возникновения финансовых потерь и неблагоприятных правовых последствий. Они подразделяются на несколько видов.

Есть еще такое понятие — налоговое бремя.

По характеру появления налоговые риски делятся на:

  1. Внешние, которые не зависят от деятельности фирмы. Они могут быть связаны с политическими изменениями и макроэкономическими факторами, приводящими к изменениям в системе обложения налогами.
  2. Внутренние, которые появляются в результате деятельности фирмы. К примеру, переход компании на другую систему обложения налогами, увеличение численности персонала и прочее.

По времени появления выделяют две группы рисков:

  1. Текущие. Например, срок предоставления декларации истекает в ближайшее время. Если фирма не успеет ее заполнить и сдать, появляется риск приостановления операций по счетам.
  2. Перспективные – действия компании в настоящее время могут привести к возникновению негативных последствий в будущем.

Также, существуют следующие основные группы налоговых рисков:

  1. Риск контроля со стороны налоговой инспекции – риск доначислений по итогам проведенных проверок;
  2. Риск увеличения обязательств по выплате налогов;
  3. Правовые риски – подразумевают неопределенность налогового законодательства. Она приводит к различным толкованиям правовых норм.

Налоговые риски

Усиление контроля за «дроблением бизнеса»

· описание риска

В последнее время налоговые органы обращают пристальное внимание на случаи разделения компаниями финансовых потоков с помощью использования взаимозависимых и подконтрольных ей лиц, в результате которого происходит снижение налогооблагаемой прибыли компании. Среди налоговых консультантов такое явление принято называть «дроблением бизнеса»

Вместе с тем, дробление бизнеса может быть как искусственным так и реальным. Налоговые органы, используя специальные признаки дробления «охотятся» именно за искусственным дроблением бизнеса, порой «зацепляя» случаи реального разделения бизнеса, имеющего деловую цель.

· основные рекомендации

Если ваш бизнес представлен несколькими компаниями, между которыми совершается реализация товаров (работ, услуг), то проанализируйте:

  • присутствуют ли во взаимоотношениях компаний между собой признаки дробления;
  • смогут ли компании в случае налоговых проверок подтвердить реальность хозяйственных операций, а также деловую целью совершаемых сделок.

Если вы установите, что присутствуют признаки дробления, то подумайте над тем, как можно обосновать деловую цель их присутствия. Например, у компаний один IP-адрес, т.к. отчетность сдает компания, оказывающая группе компаний бухгалтерские услуги и т.д.

Признание неправомерным использования налоговых льгот

· описание риска

Не менее актуальным является вопрос правомерности использования налогоплательщиками налоговых льгот. Налоговые органы начинают более глубоко разбираться в правомерности использования налогоплательщиками налоговых ставок, вычетов, а также операций, освобожденных от налогообложения и т.д. с целью отказа налогоплательщикам в правомерности их применения и доначисления соответствующих сумм налога.

· основные рекомендации

В отношении прошлых налоговых периодов оцените правомерность применения вашей компанией налоговых льгот и вероятность того, что в ходе налоговой проверки вам удастся их отстоять. А в отношении будущих налоговых периодов внимательно изучайте условия предоставления федеральных, региональных льгот.

· описание риска

В налоговом праве выделяют два вида контроля цен:

— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами (ВЗЛ) — контролируемых сделках (разд. V.1 НК РФ);

— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не являются контролируемыми (ст. 54.1 НК РФ).

Если контроль цен в контролируемых сделках четко урегулирован налоговым кодексом, то контроль цен в неконтролируемых сделках до сих пор остается «серой зоной». В судебной практике в настоящий момент существует ряд судебных актов довольно слабо определяющих пределы колебания цен в неконтролируемых сделках, что определяет актуальность указанного риска.

· основные рекомендации

используйте методы определения рыночных цен в сделках с ВЗЛ, предусмотренные главой V.1 НК РФ, даже если сделки не являются контролируемыми;

— не допускайте отклонения цен в сделках между ВЗЛ более чем в 1,5 раз от рыночных цен.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней.  Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  2. Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  3. Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.
     

Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. 
  2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений. 
  3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. 

Для плательщиков НДС

  1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
  2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.

Только для ОСНО

  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли. Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль. Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Классификация налоговых рисков

Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:

  • внутренними и внешними;
  • предсказуемыми и непредсказуемыми;
  • систематические и несистематические.

Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:

  • до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
  • в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
  • подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.

Имеется три основания, по которым производят деление:

  • субъект, обладающий рисками;
  • последствие вероятностного характера;
  • причина появления или образования.

Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:

  • информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
  • процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
  • окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
  • репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.

В последнем случае фирма теряет клиентскую базу, партнеров и возможность расширения на рынке за счет доверия к ней со стороны третьих лиц. Это ведет к снижению доходности.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности.  С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года  ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию; 
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Напомним, что Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ утверждены основания для проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Поэтому если налогоплательщик будет ссылаться на отсутствие в действующем законодательстве РФ обязанности по проверке контрагентов, в случае налогового спора судом такие доводы налогоплательщика будут отклонены, поскольку каждый налогоплательщик при ведении предпринимательской деятельности обязан проявлять должную осмотрительность. Помимо этого суды указывают, что налогоплательщики в своей деятельности сами выбирают своих контрагентов, также самостоятельно вступают с ними в правоотношения, именно поэтому налогоплательщику следует проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему работать только с благонадежными и добросовестными контрагентами, и такая работа не должна приводить к нарушению налогового законодательства РФ (см. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2016 года № А75-10708/2015, Уральского округа от 27 мая 2016 года №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А53-15222/2015). Таким образом, не проявляя должную осмотрительность и не проверяя своих контрагентов, налогоплательщик рискует получить отказ в вычете НДС и в учете налоговых расходов.

Отслеживаем участие в схемах

Упоминание в письмах из налогового органа слова «схема» само по себе уже очень тревожный знак

Ведь схему невозможно создать по неосторожности, следовательно, это свидетельствует об умысле налогоплательщика на совершение налогового правонарушения, а это значит, что вы находитесь в зоне повышенного риска. Наличие умысла в два раза увеличивает штраф по ст

122 НК РФ – с 20 до 40%.

Так, в письме ФНС РФ от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» указано, что об умысле свидетельствует совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Как одна из основных в этом документе упоминается схема «дробления» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, которая характеризуется как имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо.

Не стоит ждать предупреждений из налогового органа в виде требования о предоставлении пояснений или вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Необходимо периодически проверять свою структуру бизнеса на наличие признаков дробления. Эти признаки содержатся в Письме ФНС РФ от 11.08. 2017г. № СА-4-7/15895@. Периодически проводить работу над ошибками и исключать те риски, которые указаны в этом письме.

Не менее важно не работать с недобросовестными поставщиками. Дело в том, что система АСК НДС-2, которой вооружены налоговые органы, позволяет устанавливать налоговые разрывы и выявлять недобросовестных поставщиков в цепочке

Поэтому даже незначительные поставщики должны быть тщательно проверены. А если все же выявлен такой разрыв необходимо связаться с контрагентом и уточнить обстоятельства. Бывает так, что контрагент без всякого умысла просто забыл отразить выставленный вам счет-фактуру в своей декларации, и всего лишь и требуется, что подать «уточненку». А бывает, что такие действия совершены вашим контрагентом умышленно. И это печально, потому что в этом случае ваш контрагент вас подвел.

Третья, самая часто встречающаяся ошибка налогоплательщиков – использовать в структуре бизнеса ИП-фантома, таким образом увеличивая расходы и получая наличные денежные средства. Это увеличивает налоговые риски, так как может быть расценено налоговым органом в качестве дробления бизнеса, так и фиктивности операций ИП. Об этом, как правило, свидетельствуют протоколы допросов такого ИП. Он не может пояснить ничего по поводу своей деятельности, не ориентируется в ней, не имеет профильного образования, не понимает терминологию, присущую той экономической деятельности, которой он занимается. Дополнительно у налогового органа имеются другие доказательства подконтрольности такого ИП основной организации: один IP-адрес, доверенности в банке на одно лицо, общие номера телефонов, электронной почты, общий сайт.

Налоговые риски по основным средствам

Учет капитальных вложений таит в себе много налоговых рисков. Эксперты рынка проводят их детальный анализ и предлагают решения по снижению. Модератором выступает Станислав Джаарбеков, заместитель директора, председатель экспертного совета Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ), юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты.

Основные средства и налоги

  • Приобретение основных средств
  • Формирование первоначальной стоимости объекта
  • Затраты, включаемые и не включаемые в первоначальную стоимость объекта
  • Использование и амортизация основных средств
  • Аренда, безвозмездное пользование и лизинг
  • Ремонт основных средств
  • Выбытие основных средств (реализация, списание в связи с моральным износом, в результате стихийных бедствий, кражи и т.д.)

Давид Капианидзе, старший юрист, юридическая фирма «БиЭмЭс» /BMS Law Firm»

Елена Ситникова, менеджер, налоговое и правовое консультирование, БДО Юникон

Леонид Сомов, партнер Taxology

https://youtube.com/watch?v=rKvGO_Dg6ss

Налоговые риски по объектам недвижимости

  • Капитальные вложения в строительство объекта
  • Вычет НДС по капитальному строительству
  • Квалификация договоров об инвестировании в объекты строительства — налоговые аспекты
  • Эксплуатация зданий и сооружений
  • Ремонт и улучшение объектов недвижимости
  • Улучшения в арендуемой недвижимости (отделимые и неотделимые)
  • Реализация объектов недвижимости
  • Операции с земельными участками

Кира Гин-Барисявичене, аудитор, бухгалтер-экономист, Группа Юридических и Аудиторских компаний «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»

Елена Лазарева, руководитель проектов, учёт и налоги, консалтинговая группа «НЭО Центр»

Ольга Черевадская, заместитель директора департамента, ООО «Аудит Эксперт» (КЛИФФ)

https://youtube.com/watch?v=SkSzBoJ2dP8

Налоговые риски по налогу на имущество и земельному налогу

  • Налоговые риски по налогу на имущество организаций
  • Объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости
  • Кадастровая стоимость и как ее оспорить
  • Налог с движимого имущества
  • Граница между движимым и недвижимым имуществом на примере линий электропередач, теплопроводов, нефтепроводов, киосков, заборов, ангаров, пристроек и т.д.
  • Особенности налога на имущество таких активов.
  • Региональные льготы по налогу на имущество: практика применения
  • Налоговые риски по земельному налогу

Тамара Касьянова, генеральный директор «2К Аудит — Деловые консультации / Морисон интернешнл»

Юлия Гладышева, руководитель практики налогового и правового консалтинга группы компаний Energy Consulting

Валерий Нарежный, к. э. н., руководитель налоговой практики, советник юридической фирмы «Городисский и Партнеры»

https://youtube.com/watch?v=n-U158DMDhs

Налоговые риски по нематериальным активам, расходам на НИОКР

  • Приобретение нематериальных активов
  • Проблемы квалификации объектов как НМА и выбор подходов к отражению их в учете
  • Использование и амортизация нематериальных активов
  • Выбытие нематериальных активов
  • Расходы на НИОКР

Антон Алешин, советник Юридического агентства «Деловые услуги»

Юлия Гладышева, руководитель практики налогового и правового консалтинга группы компаний Energy Consulting

Николай Харивуло, юрист налоговой практики юридической фирмы «Городисский и Партнеры»

https://youtube.com/watch?v=8teBz29x-40

Версия для печати  

Применение схем «дробления» бизнеса

В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.

И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.

В этом случае рассматриваются следующие признаки:

  • выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;

  • предприятия будут взаимосвязанными лицами;

  • отсутствует деловая целесообразность такого разделения;

  • фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.

Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Расходы ИП идут вровень с доходами

Минимальная систематическая прибыль может вызывать подозрение у налоговиков. Например, если предприниматель ежеквартально на протяжении 1-2 лет показывает чистый налогооблагаемый доход в сумме 1-2 тыс. рублей. Ведь все понимают, что существуют сезонные всплески и спады продаж, случаются форс-мажорны. Поэтому постоянно обеспечивать естественным образом столь маленький зазор между доходами и расходами невозможно.

Синхронность роста доходов и расходов вызывает подозрительность

Проблема в том, что и постоянные убытки также привлекут внимание налоговой инспекции и могут стать причиной проверки. Чтобы избежать этого, следует показывать в отчетности реальные показатели

Честность – лучшая прививка от штрафов по итогам налоговой проверки.

Подытоживая, можно сказать, что ФНС знает обо всех уловках предпринимателей, не желающих делиться доходами с государством, и постоянно работает над новыми методами выявления таких налогоплательщиков. Поэтому лучше работать честно, не волнуясь о проверках и их возможных последствиях. В долгосрочной перспективе это обеспечит компании хороший имидж как среди клиентов, так и среди контролирующих органов.

При составлении договоров учитываем налоговые риски

Очень много проблем у налогоплательщиков возникает от несоответствия формы и содержания сделки, отсюда вытекают неожиданные налоговые последствия. Это свидетельствует об отсутствии слаженной работы юриста и бухгалтера. Бывает и так, что должность юриста штатным расписанием организации или ИП не предусмотрена, а бухгалтер берет договор из интернета либо принимает полностью без правок договор контрагента. Получается, что стороны считают, что они заключили договор перевозки, а на самом деле это договор транспортной экспедиции и первичные документы не соответствуют тому договору, который стороны заключили

На эти детали обращают внимание налоговые органы. Они оценивают сделку из ее экономического содержания, а не юридической формы

Другая проблема – указание в договоре условий, которые не выполняются сторонами. Например, в договоре подряда указано, что подрядчик должен выполнить работы своими силами и не в праве привлекать субподрядчика, при этом в нарушение условий договора подрядчиком заключается договор субподряда. Это тоже может увеличивать налоговые риски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector