Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Содержание:

Процесс

Что ж, из кого «состоит» съемочная группа – ясно, но что насчёт самого процесса? Это отдельная тема.

Обычно первым на площадке появляется звукорежиссёр. Ему необходимо установить микрофоны, проверить уровень шумов, а также убедиться, что звукозаписывающее оборудование и тени от них не попадают в кадр.

Затем появляются осветители. Им нужно установить камеры и включить оборудование. После приходят операторы, и проверяют готовность своей техники. Когда на площадке появится режиссёр – всё должно быть готово. И съёмочная группа с актёрами в том числе.

После команды «Мотор!», отдаваемой режиссёром, в кадре появляется его помощник с хлопушкой-нумератором, на которой пишут номер сцены и её дубля. Это делается не просто так. А для того, чтобы режиссёр потом быстрее выбрал наиболее удавшийся вариант.

Когда даётся хлопок? После того как включённая камера набирает нужную скорость, а звукооператор запускает запись звука и убеждается в том, что изображение с ним синхронизировано. Как только помощник дал хлопок и покинул кадр, оператор повторно проверяет – не попадает ли что «лишнее» в кадр. Если нет, то он подаёт соответствующий сигнал режиссёру. И тот даёт вторую команду: «Камера!» После этого актёры играют сцену, что занимает несколько секунд/минут. После команды режиссёра «Снято!» процесс прекращается.

Сколько длится «производственный ад»?

Второй этап – продакшн или непосредственно съемочный период фильма. Участвующих много, и каждый делает свою работу. Если какой-то отдел не справляется, то режиссер должен внести правки, чтобы вся команда работала как единое целое.

Съемка фильма осуществляется по заранее оговоренному графику, что прописано в календарно-постановочном плане

Это второй по важности документ после сценария, в котором четко указано, сколько времени нужно, чтобы снять фильм. График должен соблюдаться поминутно

В противном случае это сильно повлияет на сроки и финансы.

Производственный ад – это ситуация, при которой процесс создания фильма затягивается на годы. Первоначально этот термин возник в Голливуде, где кинематографисты первыми столкнулись с такими проблемами в серьезных масштабах. Для длительных задержек может быть несколько причин. Самая распространенная и печальная – это человеческий фактор; поэтому график съемки фильма требует четкой координации обязанностей. Но когда конфликты, проблемы и другие осложняющие факторы затрагивают более или менее ключевых людей (режиссеров, сценаристов, продюсеров, ведущих актеров и инвесторов), ситуация становится опасной.

Иногда, независимо от того, как долго снимают фильм, результат получается печальным. Например, авторы фильма «Одинокий Рейнджер» (2013) ожидали успеха от картины. Но в действительности продакшн превратился в катастрофу и оглушительный провал кассовых сборов. Работа над фильмом началась в начале 2000-х годов. Менялись сценаристы и режиссеры, возникла путаница с правами, а завышенный бюджет вызвал недоумение у продюсеров.

Фильм «Клеопатра» (1963) по праву называют не только одной из крупнейших картин в истории, но и одной из самых масштабных катастроф в киноиндустрии. Значительная часть невероятного бюджета была потрачена впустую. К примеру, декорации, построенные в Великобритании, были попросту заброшены и никогда не использовались. Из-за постоянных организационных проблем съемки продолжались три года, и после их завершения режиссеры признали результат «неинтересным, любительским и второсортным». В результате 20th Century Fox почти обанкротились.

Я очень люблю «Титаник»

  • В «Титанике» есть сцена, где огромная волна врывается в обеденный зал: у операторов был только один шанс снять эпизод, потому что все декорации были разрушены и смыты.
  • Когда Джек рисует Розу, на самом деле снимали Джеймса Кэмерона.
  • Кейт Уинслет была единственной, кому не дали на съемках гидрокостюм: не хотели, чтобы он мешал прозрачным платьям, – она заболела из-за этого. Ее платья были на размер или два больше, чтобы она выглядела маленькой и уязвимой. 
  • Освобождая Джека от наручников, она входит в воду и по-настоящему задыхается от холода. Это была не сыгранная реакция, как и «Вот черт!» Джека.
  • Кейт было очень трудно во время съемок, временами она порывалась все бросить. В конце работы ей пришлось носить парик из-за того, что волосы были повреждены краской.
  • Когда Джек говорит «Ложись на кровать э-э-э… на диван», это было реальной оговоркой, которую режиссер решил сохранить.

3 Определение бюджета

Следующим этапом на пути к созданию твоего шедевра будет определение бюджета и его поиск. Естественно, дебютную картину можно снять без миллионов, а ограничиться несколькими десятками тысяч. Все зависит от твоей концепции и намерений.

Но на этапе разработки бюджета надо просчитать все до мелочей — от аренды техники и гонораров актерам до покупки еды и приобретения реквизита. 

Причем если у тебя нет своих денег, в современном мире можно воспользоваться системой краудфандинга. Однако тут тебе предстоит отдельная работа, которая заключается в том, чтобы заинтересовать своих будущих зрителей в значимости проекта.

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство

Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Как озвучивают сцены в кино

Звуковое сопровождение является отдельной темой в кино. Именно звук способен создать настроение, и именно поэтому ему уделяют столько внимания. Например, попробуйте посмотреть салют или выстрел из пушки без звука. Не то, да? Ну, вот и в кино так.

Музыка (наравне с цветами картинки) создает общее настроение сцены, заставляя зрителя расслабиться или быть в напряжении. Звуки дают представление о том, что происходит, а объем заставляет буквально погрузиться в происходящее на экране. Чем объемнее будет звук и чем шире физически разнесены его источники, тем лучше будет эффект погружения.

Озвучка дело очень сложное.

Диалоги в кино это отдельная тема. Часто даже на родном языке их записывают отдельно. Если речь о дубляже, то подбирается человек, который немного похож внешне на актера. Ни для кого не секрет, что голос часто соответствует внешности и такой подход максимально логичен.

Во время записи звука диктор чуть ли не отыгрывает сцену целиком, стоя перед микрофонном. Только так можно воссоздать эмоции. А еще ему надо следить за питанием, так как некоторые продукты приводят к повышенному слюноотделения и в итоге на записи будут слышны щелчки.

Они создают очень много шума.

Для озвучки событий используется буквально все подряд. Палки, мешки, бутылки, подушки, ведра, гвозди и так далее. Шумовики смотрят сцену и думают, как можно воссоздать в ней звуки. Например, падение чего-либо или удар. После этого они со своим инвентарем экспериментируют и ищут этот звук. Когда результат всех устроит, его записывают.

Этот процесс только кажется легким. На самом деле, найти правильные звуки не легче, чем подготовить сцену к съемке, а сама озвучка не менее важна, чем картинка.

Синим пламенем…

В фильме «Амадей» во время съемок сцены с Дон Жуаном актер, играющий Джованни, одет в шляпу с пышным пером. Во время одного из дублей оно загорелось от стоящей рядом свечи – актер этого не заметил. Режиссер Милош Форман, известный тем, что никогда не останавливает съемку, тоже ничего не сказал. Сцена снималась в историческом театре графа Ностица (сейчас – одна из сцен Национального театра) в Праге, где два столетия назад состоялся дебют оперы «Дон Жуан». Куратору театра пришлось буквально умолять Формана прервать работу из опасения, что он сожжет историческую достопримечательность.

Съемки фильма начинаются с 5 млн рублей

Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие:

80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование;

20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы.

Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет.

Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Снять короткометражный фильм будет стоить меньше: начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше.

Техническое оборудование «съедает» большую часть бюджета фильма. Количество техники и освещение зависит от места съемки, поэтому часто точный бюджет сложно просчитать заранее

Отдельно закладывают бюджет на маркетинг — обычно он равняется затратам на производство. Потому что можно снять интересный фильм, но если о нем никто не знает, он так и останется в тени. В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета.

Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует.

В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета

Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей.

Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгодные, конечно, новогодние праздники.

Как попасть на Берлинале

Абсолютно согласна. И теперь хочу поговорить с Александром Горчилиным, актером «Гоголь-центра», режиссером, призером «Кинотавра» в номинации «Лучший дебют».

Сабина Еремеева

Продюсер («Кислота», «Чайковский», «Холодное танго», «Короткое замыкание» и др.).

У меня, видимо, счастливое стечение обстоятельств. Я никогда вслух не высказывал желания снять кино, ни к кому не ходил с идеями, сидел и втихаря сам занимался монтажом, снимал что-то для себя и был этому рад. И однажды утром, когда я спал в своей коммуналке, мне позвонила Сабина Еремеева, чудом возникшая, и спросила: «Саша, а вы не хотите попробовать снять кино?» Я сказал: «Да», и мы в этот же вечер с ней встретились в доме 12 в Мансуровском переулке (кто не был, сходите: вкусно кормят).

А это было за шесть дней до питчинга дебютов в Министерстве культуры. Мы позвали театрального драматурга Валеру Печейкина, для которого киносценарий тоже был дебютом, за шесть дней сделали первый драфт, от которого сами были в ужасе, и отправили его в Министерство культуры — прошли первый тур сценарный. А потом пришли без слайдов, без всяких красивых картинок, без дримкаста, рассказали, почему и зачем мы хотим снимать это кино, и получили деньги.

Я два слова скажу, чтобы все понимали, что просто так ничего не бывает. Сабина Еремеева — продюсер фильмов Кирилла Серебренникова, который учитель и педагог Саши.

Да, в Сашином изложении выглядит так, как будто на него сверху ни с того ни с сего упал продюсер.

Документальный фильм Саши я отправлял Сабине своими собственными руками. Но дело тут не в том, что кто-то кого-то знает. А в том, что на тот момент был этот самый фильм и у меня была на него ссылка. А о том, что продюсеру выгодно запускать дебюты, я думаю, нам подробно расскажет Лена Гликман.

Моя жизнь в кино началась с дебюта — фильма «Питер FM», где дебютантами были абсолютно все. Продюсер, режиссер, оператор, художник, художник по костюмам — 14 человек дебютантов. С тех пор у меня никакого страха перед дебютантами нет.

На «Кинотавре» ко мне подошла совершенно неизвестная тогда Элла Манжеева и сказала: «Я хочу работать с вами». Прямо вот так подошла и сказала. Прислала сценарий и долго меня дергала (мы не отвечаем не потому, что не хотим, просто иногда увлечены чем-то другим и можем запамятовать). Заранее проделала огромную работу: подала этот фильм на Berlinale Talent Campus. Большие международные кинофестивали работают не только когда по красной дорожке идут голливудские звезды — они работают круглый год. Berlinale Talent Campus собирает порядка 300 человек с заявками, с идеями, эти люди приезжают, общаются, обмениваются информацией, знаниями.

Элла принесла мне первый драфт сценария, мы начали работать над ним, получили деньги от Министерства культуры, затем связались с калмыцким правительством, которое нас тоже поддержало. Дело в том, что этот фильм — тот случай, когда можно не высасывать логлайн из пальца: мы просто всем говорили, что это «первый фильм из Калмыкии», — и нас хотели все.

Мы проехали огромное количество фестивалей, в том числе класса A, после чего у Эллы появилась возможность подать заявку на так называемую берлинскую резиденцию (такие резиденции есть у всех крупных фестивалей), куда режиссеры приезжают на несколько месяцев делать следующий полный метр. Из пяти сотен кандидатов в эту резиденцию попало три человека: датчанин, мексиканец и Элла. Три месяца она там училась, потом приехали мы как продюсеры — получили внеконкурсный доступ к production market в Берлине и уже просто по списку встречались с людьми, готовыми участвовать в производстве.

Кадр из фильма «Коктебель». 2003 год

Не роль, а Голгофа

Во время съемок фильма «Страсти Христовы» исполнитель главной роли Джим Кевизел получил массу травм: из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, не дававшими ему уснуть; его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтеки под глазами и даже удар молнией.

Кевизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения – он их действительно испытывал. Крест, который актер нес на Голгофу, не был бутафорским – он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить – его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он мог шевелить губами. После съемок и завершения фильма он был госпитализирован.

Совсем другая роль

В назначенное время я был на месте. Меня, как и других ребят, приехавших поучаствовать в съемках, внесли в список.

Место сбора и внесение всех участников съемки в список. Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ, Intex-press

Всего я насчитал около 15 человек. Позже узнал, что некоторые уже не первый раз едут на съемки. Ради того, чтобы получить небольшое камео в одной или двух сценах в фильме, люди приезжают из Гродно, Волковыска, Барановичей, Минска.

На автобусе нас довезли до деревни, там мы пересели в микроавтобус, который доставил нас вглубь леса, где непосредственно и проходил съемочный процесс.

Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ, Intex-press

Я ехал с уверенностью, что мне предстоит играть одного из пленных евреев. Представьте мое удивление, когда мне сообщили, что играть я буду… солдата Вермахта времен Великой Отечественной войны.

Как оказалось, всех молодых парней делили на бойцов Вермахта и солдат штурмовых отрядов СС. Так как на арийца я совершенно не похож, мне досталась роль солдата Вермахта.

Ну, что ж, главное, что я на съемках.

Место съемок фильма. Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ, Intex-press

Кстати, людей и техники на площадке было много. У палатки, где разливали чай и кофе, можно было увидеть немцев, евреев и партизан, стоящих рядом друг с другом. Многие из них – жители Слонима. И молодые, и пожилые. Из раций время от времени раздавался голос режиссера или его ассистентов. В общем, полное погружение в киношную атмосферу.

Сколько времени уходит на постпродакшн?

Многие видели и знают, как проходят съемки фильмов, но монтаж отснятого материала и работа со спецэффектами остается, так сказать, за кадром. При этом монтаж – один из самых важных (если не самый важный) этапов кинопроизводства. Если вы отличный монтажер, то вы, скорее всего прекрасный режиссер, потому что у монтажеров есть свое видение фильма. Они устанавливают стиль для кадров и сцен, а также создают переходы и эмоции.

Иногда не так важно, сколько снимают фильм, как то, сколько времени тратится на монтаж. Это творческая работа, требующая времени и сил – весь этап постпродакшена занимает почти шести месяцев (исключая задержки в соблюдении сроков)

Все эффекты обсуждаются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. По графику работа со спецэффектами начинается после монтажа или идет параллельно с ним. Все зависит от самого фильма.

После монтажа, картина отправляется колористу. В зависимости от длины материала для коррекции цвета выделяется от 1 до 5 рабочих смен. Режиссер сообщает, в каких цветах он видит фильм, затем колорист начинает работу. Исправляются дефекты, а цветокоррекция визуально преобразует стиль картины. Цвет может полностью изменить визуальное восприятие истории.

После монтажа проект отправляется композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые порождают определенные сцены. Затем фильм полностью озвучивается в студии. В крупных проектах для этого привлекается отдельный специалист. С помощью звуковых эффектов можно подчеркнуть атмосферу картины и ее целостность.

На последнем этапе все компоненты собираются вместе в файл с готовым продуктом. Опыт помогает минимизировать процесс организации и проведения съемок. Поэтому после проделанной работы проводится ее тщательный анализ. Каждый новый проект помогает получить знания и навыки, которые в будущем помогут работать лучше. Вот как снимают фильмы профессиональные студии.

Документальные фильмы, которые рекомендует Анна Колчина:

Виктор Косаковский. «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Рассказ о жизни крестьянской семьи в российской глубинке. Пожилые брат и сестра живут в одном доме и исповедует противоположные ценности. Фильм удостоен первой премии «Золотой сестерций» на XXV Международном фестивале документальных фильмов в Ньоне (Швейцария).

Виталий Манский. «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне, столице КНДР. Режиссер в интервью «Медузе» рассказывал о процессе съемок: «Часть съемок „В лучах солнца“ мы проводили скрытно и делали все, чтобы отснятый материал не увидели наши сопровождающие, а часть, наоборот, снимали открыто и давали на проверку».

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Сериал рассказывает о 20 героях, которые родились в 1983 году в Советском Союзе. Их приглашали на съемки, чтобы проследить их жизнь на фоне социальных и политических перемен в стране. Режиссер показал, как эти события повлияли на судьбы людей.

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Итальянец, живущий в Швеции, рассказывает о том, во что превратилось итальянское телевидение в эпоху Берлускони — одного из самых ярких и влиятельных политиков в истории Италии. В течение 30 лет Сильвио Берлускони контролировал коммерческое телевидение.

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Фильм Бэнкси про уличных художников и самого Бэнкси. Номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».

Как минимизировать потери времени при съемке фильма

Для начала необходимо решить, что вы хотите от своей работы. Если вы собираетесь снимать фильмы исключительно для просмотра дома или в угоду родным и друзьям, это одно. Если вы понимаете, что хотите сделать первый шаг на профессиональном пути, это совсем другое дело.

1. Определите жанр фильма

Первый шаг – это четкое определение жанра фильма и, соответственно, создание сценария. Если вы начинающий режиссер, вряд ли вы можете рассчитывать на услуги профессиональных сценаристов. В этом случае помогут интересные жизненные события или оригинальные идеи. Иногда в повседневной жизни случаются такие ситуации, о которых сценаристы и не мечтали. Так почему бы не написать удивительный сценарий на их основе?

2. Инвестируйте в производство

Также как нельзя сказать наверняка, сколько по времени идет сьемка фильма, невозможно и предсказать бюджет картины до мелочей. Но определенные затраты нужно учитывать с самого начала. Чтобы сделать увлекательный и запоминающийся фильм, вовсе не обязательно быть миллионером, нанимать известных актеров и использовать новейшие технологии. Есть отличные фильмы со смехотворно небольшим бюджетом. Но чтобы свести к минимуму сроки производства, вы должны вложить достаточно денег.

3. Продумайте доступные локации

Улицы, парки, скверы, квартиры ваших друзей – бесплатные места для съемок. Снимать в кафе, отелях и торговых центрах довольно сложно, так как это частные территории, и многое зависит от личного соглашения с администратором/владельцем. Умение вести переговоры – важная черта профессии кинематографиста (по крайней мере, до тех пор, пока у вас появится помощник). Итак, больше общайтесь с разными людьми и включайте их в свои творческие планы.

4. Ваши друзья хорошие люди, но они НЕ актеры

Успех фильма во многом зависит от актеров, поэтому не стоит полагаться на друзей-любителей если есть альтернативы. Во-первых, их задача слишком ответственна, и если они не знают, как играть, фильм получится пресным, независимо от того, сколько времени вы потратили на сценарий. Во-вторых, актеры, которые имеют хоть какой-то опыт, понимают, что такое процесс съемок, и относятся к нему серьезно. Друзья могут нарушить ваши планы просто потому, что они решили поехать в отпуск на выходные, а ваш фильм «может подождать». Из-за провального кастинга съемки могут быть отложены на несколько месяцев. В конце концов, вы можете даже устать от всего этого и не снимете ни одного фильма, а мир никогда не узнает о великом режиссере. А для профессиональных актеров ваш фильм – это работа.

5. Будьте готовы к неожиданным поворотам

Помните, что, скорее всего, все пойдет не так, как вы планировали. Вам нужна солнечная погода, а на улице всю неделю идут дожди. Уже темнеет, а сцена осеннего утра еще не снята. Любопытные прохожие на улице могут подойти к вам и спросить, чем вы тут занимаетесь – прямо в середине 16-го дубля! Не надо отчаиваться. Вскоре у вас всегда будет готовый план Б и способность быстро мыслить в любой ситуации. Все, что вы можете сделать сейчас, это продумать все до мелочей, чтобы быть максимально готовым.

Итак, режиссеру необязательно четко понимать, сколько по времени снимают фильм. Это неоднозначный вопрос, и к нему нужно относиться соответственно. Время производства зависит от большого количества факторов, таких как формат видео, масштаб подготовки и съемочная группа. Процесс может занять несколько недель, месяцев или даже лет, главное – реализовать ваше видение.

Финансы

Планирование расходов — обязательно, даже если проект короткометражный или домашний. Работу над фильмом начинают с затрат на создание сценария (если автор наемный) и заканчивают расходами на продвижение на видеохостингах, в соцсетях, блогах и т. д. Сюда же включается и стоимость покупки или аренды оборудования, а также средств монтажа и обработки.

На последних, кстати, можно неплохо сэкономить, воспользовавшись программой для редактирования видео «ВидеоМОНТАЖ», позволяющей выполнить качественную обработку, вставить титры и наложить эффекты.

Интерфейс программы «ВидеоМОНТАЖ» настолько прост, что любой новичок без труда сможет создать в ней свой первый ролик

Список к просмотру No2. Соавторы

Отдадим должное основным фигурам в деле создания великих кинофильмов.

Терренс Малик, 1978

Эта трагическая киносказка о сборщиках урожая в Техасском выступе стала великой благодаря экстраординарной, совершенно радикальной кинематографии — работе Нестора Альмендроса и Хаскелла Векслера. Посмотрите фильм и узнайте, как снимать ночью.

Уэс Андерсон, 2001

Дэвид Васко — художник-постановщик, претворивший в жизнь разноцветные сны Уэса Андерсона в его возвышенной саге о смерти и постепенном возрождении семьи чокнутых гениев.

Квентин Тарантино, 1994

Примером одних из самых крепких партнерских отношений в Голливуде было творческое сотрудничество режиссера Квентина Тарантино и исполнительного продюсера Харви Вайнштейна. Уважаемый и грозный титан киноиндустрии, Вайнштейн выступает в роли защитника видения художника и иногда меняет его.

Роберт Олтмен, 1978

Эта «ансамблевая» комедия (то есть комедия, где нет главных героев, все персонажи одинаково важны) — головокружительный технический подвиг, возможный благодаря фирменной манере Олтмена одновременно записывать речь множества актеров для создания великолепной многослойной какофонии голосов.

Рубен Мамулян, 1931

В этом триллере бывшего театрального режиссера Мамуляна крайне эффективно используется грим, с помощью которого режиссер и его команда превращают главного героя Фредрика Марча из добродушного викторианского доктора в порочного бродягу.

Эмоции перекрывали усталость

На часах 21.00. Я возвращаю оружие, переодеваюсь, отдаю форму Вермахта, получаю свой гонорар – 25 рублей за съемочный день – и со всеми ребятами в темноте жду микроавтобуса, чтобы выехать из леса, а потом пересесть на автобус до Слонима.

Усталости на тот момент я не чувствовал. Ее, скорее всего, перекрывали эмоции от всего прошедшего дня. Единственное – болели ноги, так как весь день по лесу в сапогах.

А еще я думал, сколько же сил вкладывает огромная команда людей, создающая будущий фильм, сколько существует малейших нюансов и деталей, о которых рядовой гражданин, приходя в кинотеатр, даже не задумывается.

К сожалению, никого из звездной плеяды актеров на площадке я так и не увидел и автограф взять не сумел. И не знаю, насколько хорошим будет фильм, в котором я снялся. Важнее всего – воспоминания о том дне и опыте, которые останутся на всю жизнь, и то, что моя мечта сбылась.

Визуализация

Этот момент нельзя не отметить вниманием, рассказывая о том, как снимать кино принято в Голливуде. Итак, на площадке всегда присутствует оператор-постановщик

Он отвечает за то, насколько «красивой» получается картинка. Именно он придаёт каждому кадру визуальный стиль и атмосферу, используя свои знания, касающиеся методов освещений, типов камер, ракурсов, объективов, фото-эмульсий и т. д.

Также в состав съёмочный группы должен входить художник-концептуалист. На его плечах лежит задача сделать раскадровку. Это – серия эскизов, используемая для иллюстрирования сценария. Концептуалист создаёт на бумаге для режиссёра планы сцен, которые описаны в литературной основе, включающие декорации и реквизиты. Иначе говоря, это – набросок того, как всё должно быть во время съёмки. Режиссер, сценарист, главный оператор, декорационно-художественное подразделение – все они работают с концептуалистом в тандеме.

Также на площадке присутствует художник-постановщик, руководящий оформлением съёмочной площадки. На его плечах лежат задачи по подготовке фона, костюма и декораций. Худ.руководитель работает под его надзором – он контролирует работу групп художников и декораторов. Но это ещё не весь состав. Художник по декорациям (нередко являющийся архитектором по образованию) составляет планы и приложения по материалам, необходимые для строительства того, что понадобится для съёмок. Возводятся лишь те объекты и элементы, которые могут попасть в объектив (имеются в виду размеры). Далее все планы согласовываются с режиссером, и передаются плотникам, которые и строят декорации.

Ещё есть декоратор сцены и его ассистент. Они оформляют интерьер помещения, находят нужные предметы для создания атмосферы, и расставляют их так, чтобы всё выглядело натурально. Даже если планируется создать убежище анахорета.

Как получить хорошую тему для документального фильма

Обычно я использую метод который используется в других областях. Начинаю с исследования интересующей темы, собираю материал по ней и полностью сосредотачиваюсь на ней.

Согласно определению по оксфорду – исследование это «систематическое изучение источников с целью установления фактов и получения новых выводов». Именно в этом и состоит задача кинодокументалистов во время развития сюжета.  Целью вашего исследования является освоить новую информацию, пока вы не знаете, что вы хотите сказать про историю.

При этом надо чётко сфокусировать идею своего документального фильма, чтобы урезать идею, вопрос или тему для управления элементами истории, которые вы будете снимать.

После того как вы внимательно изучили источники, в интернете, в печатном виде и узнали по  телефону, вы пока ещё до конца не знаете, что из себя представляет ваша история. И вот теперь настаёт время сформулировать идею. Напишите о чем именно будет ваш фильм. Какая центральная идея вашего фильма.

Центральная тема вашего фильма, представляет собой удобный инструмент для разработки истории, которая работает как лог-линия. Это описание сюжета в 30-ти словах. Причина для написания центральной темы вашей истории в 30 словах в том, что она заставляет вас определить основные элементы, которые вы хотите включить в свою историю

И точно так же важно что вы будете знать, что исключить из своей истории (Предупреждение: Сформулировать центральную тему вашей истории не так-то просто. Для этого вам может понадобится несколько попыток, пока у вас не получится это)

Центральная тема вашей истории должна включать в себя все элементы сюжета. Те самые, которые и стали причиной вашего желания сделать это документальный фильм.

Если вы хорошо сделали это, то центральный сюжет добавляется достаточным количеством сюжетной информации, которую вы можете почти немедленно начинать снимать. «Кто-то» —  главный герой через чьи глаза вы хотите рассказать свою историю, «делать что-то» определяет, какое действие будет, и «разум» даёт вам понимание, зачем эта история, что мотивирует характер вашей истории.

Режиссёр

Это – глава, руководитель съёмочной группы. Именно он отвечает за сценическую и художественную составляющие фильма.

Первая задача режиссёра заключается в определении главной мысли киноленты. Два важных вопроса, на которые он обязан дать ответ – что он хочет сказать зрителям, и что они должны понять?

Затем режиссёр определяет общий художественный стиль киноленты. Впрочем, обычно это даже в отдельный этап не выносится. У хорошего режиссёра он и так выработан. Самый яркий пример современности – Квентин Тарантино. В своих фильмах он часто обращается к забытым, непопулярным жанрам. «Убить Билла», например, является настоящим самурайским кино. «Доказательство смерти» — это натуральный эксплотейшн 70-х. В «Джанго» прослеживаются особенности вестерна. Ещё в фильмах Квентина нередок чёрный красивый юмор и оправданная жестокость. Фирменная съёмка снизу, беседа героя перед зеркалом, женские стопы крупным планом, эпизоды в туалете… Изюминок у Квентина немало. Во многом они определяют стиль фильма. И у хорошего режиссёра, как и у него, все эти особенности приходятся как нельзя кстати, поскольку они применены в соответствии с жанром и тематикой.

Но стоит вернуться к обязанностям режиссёра. Помимо перечисленного, он должен реализовать сценарий, воплотить его в жизнь, и на протяжении всех съёмок руководить процессом и актёрами. В общем, в его обязанности входит буквально всё – начиная от руководства работой кинооператоров и заканчивая монтажом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector