Что такое сро и что о них необходимо знать в москве?

Что нужно для вступления в СРО?

Чтобы вступить в сообщество, необходимо представить комиссии, выбранной СРО, учредительные документы, дать сведения о штате специалистов, а также раскрыть информацию об имеющейся базе.

Пакет документов большой, поэтому точную информацию о перечне необходимо получить в СРО.

Если комиссией принято положительное решение, то компания производит членский взнос.

Вступительный регламентируется самим сообществом, а вот последующие производятся согласно действующему законодательству РФ. Их размер отличается и зависит от вида СРО.

Сообщества бывают для строителей, проектировщиков, изыскателей, энергоаудиторов, транспортников, для пожарной безопасности и ЖКХ.

Лишь после внесения первого взноса предпринимателю или компании выдаётся допуск к работам.

Ответственность за строительство объекта в первую очередь лежит на изыскателях, поэтому выбирать СРО следует особо внимательно.

Необходимо приготовиться к тому, что решение о приёме придётся ждать долго, так как комиссия должна убедиться в компетенции будущих членов и целесообразности их приёма.

Короткая ссылка на статью: http://сросегодня.рф/~rgJTj

Признаки саморегулируемой организации:

  • Является партнерством некоммерческого типа;
  • Объединяет предпринимателей, ЮЛ и ФЛ работающих определенной отрасли;
  • Имеет строго регламентированный законом состав.

Условно все функционирующие организации СРО на российском рынке можно разделить на четыре крупные группы.
Первая (около 20 первых созданных объединений) – включившая в себя наиболее крупные и организационно грамотные и богатые, но и обладающие хорошими связями компании. Учитывая их требования (квалификационные, финансовые), попасть в них довольно сложно.
Вторая, состоящая преимущественно из региональных и отраслевых СРО, с небольшой примесью обладающих высокой репутацией коммерческих. Требования для получения допуска у них более лояльны в сравнении с первой группой, но, тем не менее, тоже достаточно высоки. Принято считать с 20-140 номера от регистрации. Третья группа (приблизительно до 200 номера) объединяет вышедшие на рынок достаточно поздно, и наращивающие число членов нередко за счет услуг консалтинговых компаний. Условия вступления достаточно либеральны.
Четвертая группа (с датой регистрации не ранее 2012 года) – исключительно коммерческая и преследует цель максимально увеличить размер компенсационного фонда, которым оперирует узкая группа лиц. Вступления сюда носит, в основном, формальный характер.

Особенности выдачи свидетельства СРО о допуске к работам

Особенности получения свидетельства СРО заключается в обязательном страховании гражданской ответственности и оплаты взносов в саму СРО.

Законодательство не устанавливает размеры вступительного и членских взносов в саморегулируемую организацию. Они устанавливаются самой организацией самоуправления.

В отношении взноса в Компенсационный фонд СРО законодательство устанавливает необходимый минимальный платеж, который необходимо внести в СРО. При этом, обязательной является процедура страхования гражданской ответственности участника СРО.

Что касается страховки гражданской ответственности, среди других документов в СРО подается договор с указанием видов деятельности, которая застраховывается.

Денежный вопрос

Чтобы СРО могло осуществлять свои обязательства по выплатам компенсаций за причиненный ущерб своими членами третьим лицам, законом предусмотрен компенсационный фонд (КФ).

Он формируется с помощью взносов при вступлении, и составляет от 150 т.р (у проектировщиков) до 300 т.р (у строительных компаний).

Взнос в КФ обязательный и его обязаны вносить все компании без исключения. Само же СРО существует и развивается благодаря членским и вступительным взносам, а они могут быть как обязательными, так и добровольными.

Так как СРО вправе сама устанавливать их размер, ведь законодательно это никак не регламентируется. С помощью данных взносов организация совершенствуется, становится более эффективной и действенной.

Чтобы денежные средства шли на благие цели, законами регулируется отчётность о расходах и доходах.

Законом предусмотрены некоторые поправки, но в целом СРО ограничена в возможностях оперирования денежными средствами.

Какие преимущества предоставляет членство в СРО?

После подачи документов рассмотрение вопроса о принятии в СРО нового члена происходит в течение недели, но, как правило, занимает 1-5 дней. Решение принимается на заседании контрольной комиссии.

На положительное решение влияют несколько факторов, но важным является совпадение направления деятельности компании-кандидата и СРО. При возможности можно заручиться поддержкой от компаний – действующих членов организации.

Кроме того, что вступление в саморегулирующую организацию является необходимостью для получения допуска к выполнению определенного вида работ, членство предоставляет и вполне очевидные преимущества, среди которых:

  1. защита прав каждого участника со стороны СРО;
  2. взаимоподдержка и помощь между самими членами;
  3. заметное повышение уровня оказываемых работ и услуг;
  4. помощь в повышении квалификации работников;
  5. информационная поддержка в виде семинаров, круглых столов, собраний, конференций и других мероприятий по обмену опытом и обсуждению актуальных проблем.

Важным бонусом является и то, что компания–член СРО становится более конкурентной на отраслевом рынке, что проявляется в увеличении портфеля заказов и, соответственно, увеличении прибыли.

Допуски (сертификаты или свидетельства СРО) выдаются в самой организации и вносятся в реестр членов СРО, который контролируется государственными надзорными органами.

Какой вид сейфа выбрать для дома или квартиры? — здесь больше полезной информации.

Допуски выдаются бессрочно, но предусматривают ежегодные проверки на соответствие. Кроме того, они могут иметь территориальные ограничения, то есть предоставление услуг возможно лишь в указанном в документах регионе. Особенно этот пункт актуален для СРО, образованных не по отраслевому, а территориальному признаку.

Перечень документов саморегулируемой организации (Ростехнадзор)

13 июля 2017

Наименование документа (документов) Основание для разработки и утверждения Компетенция органа управления
о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов п.6 ч.1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс),
п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» (далее — 315-ФЗ)
общее собрание членов
(п.6 ст. 55.10 Кодекса)
об утверждении мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применений, порядка рассмотрения дел ч.5 ст. 4, п.2 ч.1 ст. 6
315-ФЗ
общее собрание членов
(п.4 ч.3 ст. 16 315-ФЗ)
о проведении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основе информации, представляемой ими в форме отчетов п.4 ч.1 ст. 6 315-ФЗ, п.5 ч.1 ст. 55.5 Кодекса общее собрание членов
(п.6 ст. 55.10 Кодекса)
об организации профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации п.6 ч.1 ст. 6 315-ФЗ коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
об информационной открытости п.7 ч.1 ст. 6 315-ФЗ коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
о контроле за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации п.8 ч.1 ст. 6 315-ФЗ коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
о компенсационном фонде возмещения вреда, в том числе способы и правила размещения и инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда п.1 ч.1 ст. 55.5 Кодекса общее собрание членов
(п.5 ст. 55.10 Кодекса)
о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, в том числе способы и правила размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств п.2 ч.1 ст. 55.5 Кодекса общее собрание членов
(п.5 ст. 55.10 Кодекса)
о реестре членов саморегулируемых организаций п.3 ч.1 ст. 55.Кодекса общее собрание членов
(п.6 ст. 55.10 Кодекса)
о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иных обращений, поступивших в саморегулируемую организацию п.9 ч.1 ст. 6 315-ФЗ, п.5 ч.1 ст. 55.5 Кодекса общее собрание членов
(п.6 ст. 55.10 Кодекса)
о высшем органе управления  
 
общее собрание членов
об исполнительном органе  
 
общее собрание членов
(п.11 ст. 55.10 Кодекса)
о коллегиальном органе управления  
 
общее собрание членов
о специализированном органе, осуществляющем контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности ч.4 ст. 3 315-ФЗ коллегиальный орган управления (п.2 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
о специализированном органе по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия ч.4 ст. 3 315-ФЗ коллегиальный орган управления (п.2 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
квалификационные стандарты саморегулируемой организации ч.4 ст. 55.5 Кодекса коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации ч.4 ст. 55.5 Кодекса,
п.2 ч.3 ст. 3, ч.2 ст. 4
315-ФЗ
коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования п.1 ч.2 ст. 55.5 Кодекса коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)
о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования п.2 ч.2 ст. 55.5 Кодекса коллегиальный орган управления (п.1 ч.7 ст. 17 315-ФЗ)

* Необязательные к разработке и утверждению документы (ч.2 ст. 55.5 Кодекса)

Что такое СРО?

Аббревиатура СРО в расшифрованном виде звучит как «саморегулируемая организация». Это объединение некоммерческого типа, участниками которого могут стать субъекты предпринимательства, объединенные:

  • единой отраслью производства;
  • общим рынком сбыта продукции;
  • общим видом деятельности и т. д.

СРО предназначены для:

  • регулирования профессиональной деятельности собственных участников вне рамок базовых требований и норм, установленных государством;
  • контроля за соответствием работы компаний нормам законодательства;
  • обеспечения страхования профессиональной ответственности предприятий.

Данные некоммерческие образования возлагают на себя долю функций государственных органов. С их появлением упростилась процедура вхождения на рынок новых предприятий и повысилось качество предоставляемых ими услуг. Деятельность СРО направлена также на устранение возможности возникновения дефектов в работе компаний, рисков причинения членами образования ущерба материального или физического характера третьим лицам, окружающей среде, историческим памятникам культуры и т. д.

Работа данных некоммерческих образований регулируется Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Их деятельность контролируется государственными надзорными органами.

Помимо Закона №315-ФЗ, некоторые аспекты деятельности СРО регулируются следующими законодательными актами:

  • Гражданским Кодексом;
  • Законом «О некоммерческих организациях»;
  • Законом «Об аудиторской деятельности»;
  • Законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Законом «Об оценочной деятельности» и др.

Документы, разрабатываемые СРО

В строительной сфере есть перечень документов, которые организация должна разработать и которые она может разработать. В перечень обязательных бумаг входят:

  • документ, в котором прописаны требования обязательные для получения допуска членом организации для выполнения соответствующей категории работ;
  • правила контроля над членами организации за выполнением требований обязательных для получения допусков, правил установленных для членов организации;
  • документ, регулирующий вопросы ответственности за нарушение правил участия в организации, а также невыполнения или несоответствия требований к получению допуска. В каждом из документов обязательных для принятия СРО есть пункты, которые должны присутствовать обязательно.

Например, есть специальные ограничения – запрет устанавливать для учредителей организации преимущества или иные какие-то условия, явно нарушающие правила конкуренции. Акты, принимаемые организацией не должны противоречить законодательству.

Технические требования к выполнению работ разрабатываются на основе технических регламентов, разработанных соответствующими органами власти. Законом, например, ограничивается минимальный уровень образования работников строительной отрасли, минимальный уровень трудового стажа по соответствующей профессии, а также обязательно число сотрудников, имеющих среднее и высшее образование и необходимый стаж работы.

В случае с организациями, работники, имея среднее образованнее, должны иметь 5 лет стажа, имея высшее образование — 3 года стажа. Индивидуальный предприниматель должен иметь 5 лет стажа независимо от уровня образования.

Прописывается минимальное число работников, которые должны иметь образовательный уровень и стаж работы. Законодательно прописан ряд других минимальных требований, обязательных для получения свидетельства о допуске, с целью защитить других участников объединения от дискриминации или помешать незаконному отказу вступления в организацию новых членов.

Свидетельство о допуске СРО

Лицензия СРО не выдается. Их раньше выдавали соответствующие государственные органы. Теперь лицензии заменены допусками СРО, которые проверяют всех претендентов соответствию требованиям законодательства и выдают при наличии оснований допуск, оформляемый в виде свидетельства.

Лицензии на выполнение отдельных работ все же продолжают выдаваться. Например, на работу с архитектурными объектами, отнесенными к культурному наследию или строительство объектов, сведения о которых относится к государственной тайне, нужны разрешения или лицензии соответствующих органов власти.

Однако получение лицензии не отменяет обязанности выполнить требования к участию в СРО и получению допуска. Только те, кто имеет членство в СРО, получают право подать заявку на получение лицензии на проведение некоторых категорий работ. Крайний срок действия ранее полученных лицензий был ограничен 01.01.2010.

Изменения в свидетельство, выдаваемое СРО, организация вносит по заявлению лица с приложением комплекта бумаг, подтверждающих расширение возможностей фирмы или предпринимателя и соответствие более высоким требованиям. На данный момент допуск СРО на строительные работы заменяет лицензию, выдаваемую раньше.

Основные функции

Чтобы иметь четкое представление о том, что такое СРО, а также понимать, что именно они способны дать предпринимателям, нужно изучить все нюансы и функции данных организаций.

СРО осуществляют процесс разработки и установки определенных правил, которые позволяют стать членом организации. Суть таких правил заключается в том, что организация одна, в ней работает много предпринимателей, но выполняют они одну функцию и несут солидарную ответственность. Руководство осуществляет действия, которые направлены на постоянный и всесторонний контроль за участниками. Соответственно, именно такая структура строения организации позволяет всецело избегать халтуры и мошенничества со стороны предпринимателей. Те же, кто нарушают установленные требования могут быть моментально исключены из организации, что сразу же станет основой аннуляции допуска к выполнению работ;
Разрабатываются и применяются различные меры дисциплинарного характера, в случае, если участники осуществляют процесс нарушения установленных правил. То есть, существует возможность для заказчика подавать жалобу на подрядчика. В соответствии с условиями работы компании, формируется структура ее рассмотрения. На основании изучения особенностей дела, которые производятся участниками организации. В случае, если жалоба в действительности имеет обоснование, к участнику будут применены определенные меры взыскания дисциплинарного типа, также возникнет необходимость выполнить поставленные задачи в соответствии с установленными условиями договора;
СРО формируют третейские суды, посредством которых можно разрешить любые спорные или же конфликтные вопросы. Также производится процесс анализа отчетности, с целью усовершенствования работы предприятий, с направлением на выполнение всех работ на высшем уровне качества. Орган самоуправления осуществляет процедуры определенного контроля по качеству предоставляемых услуг, их соответствие установленным требованиям законодательства. Также производится проверка отчетных документов;
Если возникают какие-то вопросы или же конфликты с органами власти, то СРО осуществляет представительство интересов своих членов в судебных инстанциях, формируя защиту правомерности действий своих членов в соответствии с установленными нормами закона;
Также производится организация различных обучающих проектов, которые позволяют компаниям выйти на новый уровень возможностей

Очень важно, что приглашаются опытные специалисты, которые делятся своим опытом повышения эффективности и качества работы;
Производится аттестация работников. Следует отметить, что перед тем, как принимать в организацию нового участника, производится его тщательное изучение и анализ его возможной деятельности

Если же какие-то деловые способности вызывают определенные сомнения других участников, то может быть сформирован отказ в принятии компании или же предпринимателя в то или же иное СРО;
Производится детализированный контроль за работой всех участников данной организации. При этом обязательно нужно сказать о том, что каждое СРО имеет право на создание собственных стандартов и норм, на основании которых в дальнейшем будет произведен процесс анализа деятельности, а также будут осуществлены различные действия, по усовершенствованию выполненных работ. Установленные стандарты являются основой для работы компаний и именно на них должны ориентироваться все члены. Если же нормы не выполняются, то придется отвечать перед руководством СРО.

Таким образом становится понятно, что государство переложило часть обязанностей функционального порядка на саморегулируемые организации. Так сформировалась структура повышения качества выполняемых работ. В тоже время, законодательно определены не только различные обязанности организации и ее членов, определены и права. Так, устанавливается, что некоммерческие организации такого формата имеют полноценное право осуществлять процесс оспаривания решений и актов различных государственных структур и организаций.

СРО также имеют право принимать активное участие в создании федеральных актов, которые непосредственно затрагивают их основной вид деятельности

Такой аспект имеет очень важное значение, так как при рассмотрении новых актов организации могут вносить свои предложения, чтобы получить перспективы усовершенствования своей деятельности. Также организации имеют право разрабатывать новые проекты законов., которые касаются их непосредственной деятельности и предлагать их на рассмотрение, с учетом необходимости разрешения определенных проблемных ситуаций

Подача документов в СРО и ожидание информации о получении членства

Рассчитать стоимость допуска СРО
Закажите обратный звонок, и мы рассчитаем Вам стоимость СРО

Документы в СРО необходимо подавать в полном объеме,включая основной пакет и дополнительные документы, бумаги об аттестации сотрудников предприятия, имуществе и оборудовании будущего члена СРО, дополнительные лицензии и разрешительные документы.

Рассмотрение документов в саморегулируемой организации может происходить в сроки от 1 до 30 дней в зависимости от сложности изучаемой документации и видов допусков. Также, саморегулируемая организация, вправе требовать дополнительные документы на сотрудников и имущество предприятия. При этом, перечень документов, подаваемых в СРО является исчерпывающим и требование СРО должно быть обосновано согласно пунктам, предусмотренным Приказом 624 Минрегионразвития. Среди документов для подачи в СРО обязательно необходимо заполнять заявление на получение членства в СРО, анкета с указанием видов деятельности, которой планирует заниматься заявитель на основании выданных разрешений на проведение работ.

Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам или Вашему предприятию стать членом СРО в кратчайшие сроки, соберем нужные документы, пройдем все этапы вступления в СРО вместе с Вами или просто получим допуски на работы «под ключ».

А кто контролирует сами СРО?

Конечно, саморегулируемые организации живут ни сами по себе, их контролируют министерства и ведомства. К примеру, строительные СРО закреплены за Ростехнадзором, аудиторские инспектируются Минфином, энергетические – Минэнерго и т.д.

С помощью всех этих ведомств производится проверка на предмет соблюдения законов о деятельности сообществ.

Если при проверках выявляются нарушения, то представители контролирующих министерств и ведомств составляют протокол, где отражается характер нарушения и возможная мера пресечения.

Материалы направляются в соответствующие органы, в результате этого сообщество может быть оштрафованным или вовсе исключённым из реестра. Так, контроль за деятельностью СРО позволяет улучшить эффективность объединений.

Документальная база для приема в члены СРОП

Минимальный пакет документов потребуется для каждого вновь вступающего в члены СРО проектировщиков.

  1. Заполняем заявление установленного образца.
  2. Анкетные данные предприятия, заверенные печатью и подписью руководителя.
  3. Учредительные данные и документы о создании предприятия.
  4. Копия Устав организации.
  5. Копии приказов о назначении гендиректора (руководителя) и главного бухгалтера.
  6. Информация о регистрации в ФНС документы ИНН, ОГРН.
  7. Информация о ЕГРЮЛ по установленной форме предприятия в ИФНС (срок действия документа 1 месяц).
  8. Информационные данные из Росстата.
  9. Сведения о кадровом составе профильного направления. Как минимум 2 специалиста о включении в Единый НРС.
  10. Информационные данные о материально-технической базе предприятия.

При проведении проектных задач по категориям особо опасных объектов, а также объектов имеющие подчинение к ФСБ, необходимо предоставить разрешения от МЧС, Ростехнадзора, ФСБ. Для некоторых объектов культурного значения потребуется предоставить разрешение со стороны Министерства культуры России.

  • Для всех организаций установлено 4 типа взносов, которые являются обязательными.

    1. Вступительный размер взноса варьируется в диапазоне от 5 тыс. до 15 тысяч рублей.
    2. Компенсационный фонд состоит из 2 частей – возмещение вреда и договорные обязательства. Сумма является фиксированной и не может быть предоставлена в рассрочку, кредит или по другим финансовым основаниям.
    3. Членские взносы объединение устанавливает самостоятельно, и размер может быть от 4 тыс. до 15 тысяч рублей.
    4. Страхование ответственности также определяется индивидуально и может быть в диапазоне 5000- 15000 рублей.

    В таблице приведена стоимость и цена КФ для СРОП.

    Максимальный размер оценки суммы договора по работам, руб Взнос по возмещению вреда, руб Взнос по договорной основе, руб*
    До 2500000 50000 150000
    До 50000000 150000 350000
    До 300000000 500000 2500000
    Более чем 300000000 1000000 3000000

    *Под договорной основой подразумевается выполнение работ для государственных, муниципальных, федеральных структур в соответствии с ФЗ-223 и ФЗ-44.

    Кредитование, как вариант оплаты взносов при вступлении в СРО проектировщиков запрещено в соответствии с законом.

    Минэкономразвития, который является надзорным ведомством для исполнения ФЗ-372 издал Приказ, где необходимо получать допуск СРО в проектировании. При подаче заявления претендент должен указать фронт задач, который они собираются делать при наличии членства в некоммерческой структуре. По результатам рассмотрения заявки претенденту выдается Выписка, которая автоматически подразумевает получение допуска на работы. В перечне Минэкономразвития указано 28 направлений, где потребуется указать название и категорию в полученной выписке, в том числе для следующих работ:

    • комплексные геодезические мероприятия на строительной площадке;
    • проектирование мостов, трубопроводов, эстакад для транспортных магистралей;
    • подготовительное проектирование зданий, сооружений и иных объектов;
    • проектирование участков электросетей;
    • земляные операции на подготовительной стадии;
    • операции по обустройству скважин;
    • буровые и взрывные мероприятия;
    • подготовительные пусконаладочные операции;
    • работы с каменными конструкциями (памятники);
    • объекты газовой отрасли;
    • объекты нефтяной промышленности;
    • проектирование метро, тоннелей;
    • гидротехнические сооружения и т.д.

Что собой представляют саморегулируемые организации?

Всего в Российской Федерации на основании официальных данных от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору зарегистрировано 302 саморегулируемых организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

СРО представляет собой некоммерческое партнерство предпринимателей и организаций, осуществляющих строительную деятельность. Главной задачей такой организации является контроль соответствия членов законным требованиям и страхование их ответственности перед потребителем.

В обязанности входит:

  • Контролировать качество выполняемых строительных работ компаниями-участниками;
  • Подготавливать нормативную документацию для регулирования деятельности членов;
  • Помогать членам организации повышать квалификацию и обучать сотрудников;
  • Заниматься рассмотрением жалоб, поступающих на компанию-участника.

Среди функций некоторых СРО существует еще и функция сертифицирования услуг компаний, входящих в её состав. Саморегулирование в строительстве появилось из-за отмены государственного лицензирования этой сферы деятельности с 2009 года.

После получения допуска СРО строительная компания вправе на законных основаниях заниматься следующими видами работ:

  • Строительными работами;
  • Участием в тендерах;
  • Подготовкой проектной документации;
  • Проектными изысканиями;
  • Другими работами, указанными в перечне.

Для ведения учета всех саморегулируемых организаций существует единый государственный реестр СРО

Одной из первых саморегулируемых организаций в РФ стала «Первая национальная организация строителей» — её регистрация произошла 8 мая 2007 года и на данный момент в её деятельности принимают участие более 100 строительных организаций.

Статус и основные цели деятельности СРО

Саморегулируемая организация образуется на базе членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеет в своей основе некоммерческое партнерство. Деятельность СРО регулируется Градостроительным кодексом РФ (статья 55.4, части 1 и 2, статья 55.5, часть 1).

В состав СРО должно входить не менее 100 (юридических лиц и ИП). Обязательно формируется компенсационный фонд, размер которого должен составлять не менее 1 млн руб. на одного члена СРО.

Дополнительно может существовать требование к страхованию своей деятельности и гражданской ответственности членами СРО – размер страховки в этом случае не менее чем 300 тыс. руб. на одного участника.

Цель создания СРО можно свести к нескольким моментам:

  • Повышение уровня и качества проводимых работ в строительстве: возведении объектов, выполнении работ по капитальному ремонту, реконструкции и т. д.
  • Обеспечение возможности предупреждения причинения ущерба имуществу юридических и физических лиц.
  • Предотвращение вреда здоровью людей, объектам культурного наследия, животным или растениям в тех случаях, когда производятся определенные виды работ, предоставляющих определенную опасность.

Создать СРО в строительной отрасли можно по нескольким критериям. Кроме непосредственно отраслевого принципа применяется региональный (или территориальный), а также и межрегиональный.

Контроль СРО за кооперативами

Регулировать деятельность кооперативов через СРО начали еще в далеком 2011 году. Именно в те времена государство решило заняться кооперативами, но в облегченной форме. Регулятор к 2011 году успел зарегистрировать 5 саморегулируемых организаций, специально для кредитных кооперативов. После чего было выдвинуто законодательное требование, об обязательности вступления кредитных кооперативов в СРО. Более того, представители Минфина жестко разграничили рынок, исключив любые возможности для манёвра:

  1. Все кооперативы, желающие продолжить свою деятельность были обязаны вступить в СРО.
  2. Тех, кто отказывался вступать, просто закрывали.

Закрывали не сразу, сначала замораживали деятельность. Кооператив не вступивший в СРО к определенной дате просто не могу осуществлять выплаты и принимать новых пайщиков. Это нормативное требование было установлено постановлением Правительства РФ. Кроме того, регуляцией рынка кредитной кооперации на тот момент занимались представители ФСФР. Именно они и занимались ликвидацией кооперативов, отказавшихся от СРО.

По состоянию на 2011 год, представители ФСФР были настроены очень жестко. Вот только никто в те времена еще не думал, что организация «зоны СРО» по сути не увеличит контроль. А лишь ослабит его.

Более того, представители некоторых саморегулируемых организаций давали очень оптимистичные комментарии по теме принуждения кооперативов к вступлению в СРО. Вот только на деле, всё оказалось не так радужно. И кредитная кооперация как была «пропастью» для денег, так по сути ею и осталась. С разницей лишь в том, что вывод кооперативов под СРО, поспособствовал усугублению общей ситуации на рынке. Ведь в ситуации, когда никто не регулирует кооператив «жесткой рукой» государства, начинается бардак. Там где это происходит, контроль утрачивается практически безвозвратно.

Откуда берутся саморегулируемые организации

В настоящее время в законодательстве описаны следующие  саморегулируемые организации в области строительства:

  1. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства 
  2. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства
  3. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства.

Саморегулируемой организацией может стать некоммерческая организация, имеющая в своём составе не менее 50 членов (для СРО по проектированию и инженерным изысканиям) или 100 членов (для СРО в строительстве).

Компенсационный фонд саморегулируемых организаций по проектированию и инженерным изысканиям должен составлять не менее, чем 150 тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации — если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; и не менее чем 500 тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации — если требования к страхованию отсутствуют. Для СРО в области строительства величина компенсационного фонда должна быть не менее чем 300 тысяч на каждого члена организации с обязательным страхованием и не менее 1 миллиона на каждого члена организации – без страхования.

Таким образом, компаниям, желающим создать своё СРО, перед этим необходимо организовать некоммерческую организацию, дождаться вступления туда необходимого количества компаний, создать компенсационный фонд, и лишь затем подавать документы в Гостехнадзор на получение статуса СРО и ждать подтверждения статуса.

В настоящее время в Гостехнадзоре зарегистрировано 14 СРО по проектированию, 23 по строительству и 2 по инженерным изысканиям. Списки всех саморегулируемых организаций в строительстве опубликованы на сайте Гостехнадзора. Несколько десятков некоммерческих объединений ещё только планируют зарегистрироваться, как СРО. Одно из существенных препятствий для регистрации – недостаточное число компаний, состоящих в некоммерческой организации.

Таким образом, у компании, ещё не определившейся, в какую организацию вступить, есть выбор – примкнуть к уже зарегистрированной саморегулируемой организации или к некоммерческой организации, ещё только двигающейся в этом направлении. Во втором случае компания, конечно, рискует – она вступает в организацию, которая пока не имеет права выдавать допуск к определённым видам работ, и не всегда понятно, в течение какого времени она это право получит. Зато в этом случае организация очень заинтересована в каждой новой вступающий в неё компании, а значит, компании могут ожидать лояльного и доброжелательного отношения к себе.

Основные принципы, в соответствии с которыми формируются СРО – региональный (объединение компаний, работающих в одном или нескольких соседних регионах — уже зарегистрированы СРО компаний, работающих в Санкт-Петербурге, Западно-Сибирском регионе, Алтайском крае, Вологодской области, Татарстане, на Камчатке и в других регионах) и отраслевой (объединение компаний работающих в одной достаточно узкой отрасли строительства – атомная промышленность, дорожное строительство и т.д.).

В ближайшее время появятся и отраслевые СРО компаний, специализирующихся на проектировании и монтаже внутренних инженерных систем зданий — «Проектирование инженерных систем зданий и сооружений» (ИСЗС-Проект) и НП «Монтаж инженерных систем зданий и сооружений» (ИСЗС-Монтаж). Эти организации созданы совместно известными и пользующимися заслуженным авторитетом в отрасли объединениями НП «АВОК» и НО «АПИК», партнёрами Портала климатической техники www.TopClimat.ru. Заявки в Гостехнадзор на регистрацию ИСЗС-Проект и ИСЗС-Монтаж будут поданы в конце августа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector